Муниципальный заказ



Федеральный закон №44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг дляcобеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – закон) вступил в силу с 01.01.2014 года. Данный закон был  разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 28 марта 2011г. N Пр-772 о необходимости разработки и внесения пакета законопроектов, направленных на комплексное совершенствование законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок и формирование федеральной контрактной системы, а также утверждение организационной структуры управления федеральной контрактной системой.

Разработка принципиально нового закона была необходима в связи с тем, что комплекс проблем в российском государственном  заказе невозможно решить в рамках внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации в сфере государственных и муниципальных закупок.

Закон учитывает имеющийся опыт осуществления государственных и муниципальных закупок, а также международную практику, в том числе основные положения модельного законодательства Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли.

Целями закона являются существенное повышение качества обеспечения государственных (муниципальных) нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению государственных (муниципальных) контрактов, обеспечение прозрачности всего цикла закупок от планирования до приемки и анализа контрактных результатов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Закон регулирует отношения, связанные с прогнозированием и планированием обеспечения государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах, осуществлением закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, мониторингом, контролем и аудитом за соблюдением требований, предусмотренных законом.  Законом предусмотрено:

1) размещение на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов «Zakupki.gov.ru»  для неограниченного доступа не только информации о проведении процедур, но и планов-графиков закупок, реестров заключённых и исполненных контрактов,. Публикации подлежат все существенные действия заказчика: обоснование цены контракта, выбор процедуры закупки, изменение или расторжение контракта;

2) введение института контрактной службы заказчиков — подразделения, отвечающего за реализацию всего цикла закупок. Сотрудники контрактной службы несут персональную ответственность за соблюдение требований, предусмотренных законом , и достижение поставленных задач в результате исполнения контракта;

3) изменение подхода к определению исполнителя контракта. Перечень возможных процедур расширен таким образом, чтобы в зависимости от предмета закупки заказчик мог определить наиболее адекватный метод оценки предложений участников;

4) установление запрета на заключение контракта с единственным поставщиком в случае, если процедура не состоялась. Для таких ситуаций предусмотрено использование упрощенной короткой процедуры запроса предложений;

5) введение антидемпинговых мер, а именно если  предложение о цене контракта на 25% или более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, предусмотрено увеличение обеспечения исполнения контракта в 1,5 раза;

6) введение процедуры изменения и расторжения контракта. При этом возможность изменения или расторжения контракта должна быть  оговорена в документации о закупке и в контракте;

7) введение качественного аудита результатов исполнения контрактов;

Таким образом закон о контрактной системе — это новый подход к построению всей системы контрактных отношений.